МОУ "СОШ с. Орлов-Гай" Ершовского района Саратовской области
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    1. Читательская грамотность

    Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    2. Естественно-научная грамотность

    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

    3. Математическая грамотность

    Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    4. Финансовая грамотность

    совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление

    способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции

    сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.  

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 
    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
    7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
    8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 
    •    Финансовая грамотность
    •    Читательская: грамотность 

    Формирование функциональной грамотности ГАУ ДПО "СОИРО"  (перейти по ссылке https://soiro64.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti/)

    Приложение к распоряжению администрации Ершовского района Саратовской обла 

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г.№219 об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Приказ МО Саратовской области от 16.07.2021г. №1195 _ Об утверждении Конвенции региональной системы оценки качества образования

    Письмо Министерства просвещения РФ от17.09.2021г №03-1526_ О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

    Приказ МО Саратовской области от 21.09.2021г._ Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021г. № ТВ-94/04_ Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Письмо Министерства РФ от 22.03.2021г №04-238_ Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Компетенции 4К - формирование и оценка на уроках
    Сборник информационных и методических материалов для педагогов
    Примеры открытых заданий PISA
    Уроки формирования функциональной грамотности (ФГОС ООО)
    Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
    Реализация комплексных мер
    Семинар Формирование функциональной грамотности

    ПРИКАЗ  ОТ 31.08.2023г. №173 _ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

    План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie